Итоговое сочинение

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ

 

 

Приказ № 665-1156 от 24.11.2020 Министерства Просвещения РФ

Распоряжение № 11 от 18.01.2021 Министерства образования и науки АО 

Изменение в распоряжение по сочинению № 254 от 18.11.2020

Приказ школы на ИС-2021

Рекомендации по проведению

Правила заполнения бланков ИС

Памятка о порядке проведения ИС

 

 

 

Направления итогового сочинения

в 2021-2022 учебном году

Официальный сайт ФИПИ предоставил актуальные направления итогового сочинения.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

«Дорогу» можно раскрывать в прямом или символическом значении, использовать реальные путешествия или духовное становление человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Взаимосвязь технологий и глобальных проблем. Плюсы и минусы научно-технического процесса, идет ли он на пользу человеку, какие необратимые последствия может повлечь.

Преступление и наказание — вечная тема

Ответственность за последствия преступления, мучения совести за содеянное. На итоговом сочинении 2021/2022 точно встретится конкретная тема, целиком касающаяся произведения «Преступление и наказание». 11 ноября 2021 года состоится юбилей в честь 200-летия со дня рождения автора – Ф. М. Достоевского. Настоятельно советуем еще раз перечитать произведение, чтобы применить его в данном направлении.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведения искусства, повлиявшие на человека. Вдохновение культурой, мотивация для достижения цели, схожесть во взглядах героев и читателя. В этом направлении школьник пишет о том, какое произведение нашло отклик в душе, приводит аргументы в подтверждение темы.

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Направление про проблемы граждан, неравенство в слоях населения, несправедливое распределение благ, социальные восстания с целью изменения условий жизни.

Темы и список литературы для итогового сочинения

Список тем по направлениям ФИПИ, которые могут встретиться на экзамене.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы:

·         В чем заключается польза путешествий?

·         Почему после странствия у человека меняются взгляды на жизнь?

·         Каков смысл жизненного пути человека?

Произведения литературы для подбора аргументов к теме (список может дополняться учеником самостоятельно):

·         А. С. Грибоедов «Горе от ума» (путь Чацкого)

·         А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (путь Онегина)

·         М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (путь Печорина)

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы:

·         Каковы отрицательные стороны прогресса?

·         Может ли техника заменить общение людей?

·         Какие возможности дарит человеку научно-технический прогресс?

Произведения литературы для заготовления аргументов к темам:

·         М. А. Булгаков «Собачье сердце» (эксперимент профессора)

·         А. П. Чехов «Лошадиная фамилия» (роль медицины в существовании человека)

·         А. П. Чехов «Вишневый сад» (Раневская, которая ничего не хочет менять в своей жизни. Фирс, «приросший» к саду)

Преступление и наказание — вечная тема

Примерные темы:

·         Можно ли человеку прожить без совести?

·         Почему происходят преступления?

·         Должны ли преступники расплачиваться за содеянное?

Какие произведения литературы можно использовать в аргументах для раскрытия темы направления?

·         Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (терзания совести из-за кончины Лизы)

·         А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (убийство Ленского)

·         Л. Н. Толстой «Война и мир» (разгром армии Наполеона после его покушения на мир)

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Примерные темы:

·         В каком герое из литературы вы нашли отражение себя?

·         Как искусство влияет на мировосприятие человека?

·         С каким персонажем вы смогли бы подружиться?

Какие произведения можно применить в аргументах?

·         А. Т. Твардовский «Василий Теркин» (подъем народного духа на войне с помощью музыки)

·         И. А. Гончаров «Обломов» (Ольга Ильинская наполняет свой внутренний мир литературой)

·         Оскар Уайлд «Портрет Дориана Грея» (актриса театра, служившая музой для главного героя)

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Примерные темы:

·         Может ли 1 человек повлиять на историю государства?

·         Кто должен заботиться о людях, попавших в тяжелое положение: государство или граждане?

·         Какими качествами должен обладать настоящий гражданин?

Произведения литературы для раскрытия темы с помощью аргументов:

·         Н. А. Некрасов «Русские женщины» (тяжелая ноша женщин на Руси)

·         Н. В. Гоголь «Ревизор» (острые социально-политические вопросы)

·         А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (бунт народа)

 

 



200+ АРГУМЕНТОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2021-2022


Сборник аргументов для итогового сочинения 2021-2022

 

Практикум к итоговому сочинению 2021-2022

 

 

 



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2021-2022


1. 
Примеры итоговых сочинений


2. Универсальный СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для итогового сочинения


3. КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ


4. КРИТЕРИИ оценивания итогового сочинения


5. Итоговое сочинение: ПЛАН


6. Как писать ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ в итоговом сочинении


7. Типичные ОШИБКИ в итоговом сочинении


8. Как писать АРГУМЕНТЫ в итоговом сочинении


9. АРГУМЕНТЫ к итоговому сочинению


10. "ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КАК ПИСАТЬ ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ"


*** Проверка итогового сочинения 2021-2022



Расписание (дата проведения итогового сочинения):

В 2021/22 учебном году итоговое сочинение пройдет в следующие даты: 1 декабря 2021 года, 2 февраля и 4 мая 2022 года.

  

Советы по написанию итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

1. Заранее изучите критерии

Итоговое сочинение должно соответствовать критериям, установленным ФИПИ. Ознакомьтесь с ними и запомните, чтобы ничего не упустить во время экзамена.

2. Практикуйтесь

Напишите несколько сочинений по темам разных направлений, чтобы научиться укладываться во время и лаконично излагать свои мысли.

3. Заведите блокнот с информацией из произведений по литературе

Школьники часто допускают ошибки на сочинении из-за неправильной характеристики образов героев. Кто-то путает авторов повести/рассказа, кто-то не так применяет имена персонажей или искажает события произведения. Бывали и такие случаи, когда ученики писали, что автором «Гончарова» является Обломов. Это грубейшая неточность!

Выпишите действующих героев, их характерные черты и поступки, остальные важные детали и «символы», встречающиеся в произведении.

4. Развивайте словарный запас

Минимальное количество слов в сочинении – 250. Если вы напишете меньше, то ваша работа получит 0 баллов. Оптимальный объем – 350 слов. Не нужно лить много «воды», но и слишком сжимать свое рассуждение по теме не требуется. Применяйте речевые обороты, украшающие текст.

5. Для точного попадания в цель используйте небольшие произведения

В любовных страстях и других межличностных отношениях в романе-эпопее «Война и мир» легко запутаться. Пишите аргументы на основе простых для понимания рассказов, где фигурирует пара основных героев.

6. Перечитайте произведение, которое с большой долей вероятности примените на итоговом сочинении

Хорошо, если вы подробно читали книгу пару лет назад и помните основные моменты. Но память лучше освежить, пробежаться глазами по тексту с полным осмыслением прочитанного, чтобы не упустить важные факты для аргументов в подтверждение темы.

7. В блокнот с информацией по литературе внесите аргумент

Если вы будете судорожно читать примеры сочинений перед экзаменом, то вряд ли раскроете тему самостоятельно на высокий балл. По мере прочтения книг записывайте ключевые цитаты, которые можно использовать на итоговом сочинении.

8. Не вставляйте малоизвестные произведения

Среди молодежи сейчас популярны фанфики – выдуманные рассказы о жизни героев. Они являются плодом воображения неизвестных (или известных в очень узком кругу) лиц и не считаются почвой для направлений итогового сочинения. Помните, что экзамен предполагает знание школьной программы и мировой литературы, о которой наслышаны все.

 

 

Как оценивается итоговое сочинение?

За итоговое сочинение можно получить «зачёт» и «незачёт». Прежде чем начать проверку ИС по установленным критериям, смотрят на его объём и оценивают, самостоятельно ли оно было написано.

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

Рекомендуемый объём итогового сочинения — от 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается, а вот если в сочинении менее 250 слов (включаются все слова, в том числе служебные), то выставляется «незачёт».

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение нужно выполнять самостоятельно, списывание (даже небольших фрагментов) строго запрещено, как и воспроизведение по памяти чужого текста (чужой работы, текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и т. п.).

Далее, если требования № 1 и 2 выполнены, итоговое сочинение оценивается ещё по пяти критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». Критерии «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» также обязательны для получения «зачёта».

 

Дата последнего обновления страницы 24.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения